Четверг
17.08.2017
14:45
Форма входа
Категории раздела
Трансатлантические Лайнеры ХХ века [27]
Океанские Лайнеры компании Cunard Line [11]
Океанские Лайнеры компании White Star Line [8]
Океанские Лайнеры компании Générale Transatlantique (French Line) [9]
Океанские Лайнеры компании Canadian Pacific Steamships [4]
Океанские Лайнеры компании Italian Line [4]
Cудоходные компании XX века [1]
Великие люди [3]
Ледоколы [1]
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Океанские Лайнеры ХХ века

    Каталог статей

    Главная » Статьи » Трансатлантические Лайнеры ХХ века

    SS St. Louis
    Корабль был построен в Бремене на верфи «Вулкан» по заказу Гамбургского Американского пароходства. Это было дизельное судно, что, соответственно, было обозначено в его названии как «MS» или «MV». Часто также оно упоминается под названием «SS St. Louis». «Сент-Луис» был предназначен как для трансатлантических путешествий, так и для круизного отдыха. Корабль выполнял регулярные трансатлантические рейсы из Гамбурга в Галифакс и в Нью-Йорк, а также круизные рейсы в Вест-Индию. Корабль получил известность благодаря так называемому «Плаванию обречённых» — неудачной попытке еврейских эмигрантов избежать нацистского преследования.


    После событий Хрустальной ночи (начало ноября 1938 года) немецким евреям стало очевидно, что из Германии необходимо уезжать как можно быстрее. Одна из немногих оставшихся возможностей — эмиграция в Соединенные Штаты Америки, но и она была ограничена ежегодными иммиграционными квотами. Люди записывались в так называемый лист ожидания и выезжали в США только по мере подхода очереди. В условиях гитлеровского режима дожидаться в течение нескольких лет или даже месяцев разрешения на выезд было равносильно гибели.



    Посадка на борт в порту Гамбурга

    В мае 1939 года около девятисот немецких евреев приобрели билеты на корабль «Сент-Луис», следующий рейсом на Кубу, вместе с разрешением на временное проживание, рассчитывая уже в безопасности на Кубе дождаться своей очереди на получение американской визы.



    Билет стоил дорого, и многие семьи могли отправить за границу только кого-то одного — с тем, чтобы по прибытии он попытался забрать из Германии и всех остальных. Некоторые евреи попали на корабль прямо из концентрационных лагерей, откуда их чудом удалось выкупить родственникам.

    Кубинская экономика в 1939 году находилась в состоянии депрессии, рабочих мест не хватало; в этих условиях ксенофобские и антисемитские настроения у кубинцев нарастали как под влиянием германских агентов, так и благодаря деятельности Кубинской нацистской партии. В частности, 8 мая 1939 года в Гаване была организована массовая антисемитская демонстрация, в которой участвовали около 40 тысяч человек.



    Несмотря на эту обстановку, Мануэль Бенитес, руководитель кубинского иммиграционного управления, воспользовавшись лазейкой в законе об иммиграции, втридорога продал пассажирам «Сент-Луиса» обычные туристические визы, а не разрешения для постоянного проживания, что позволило ему повысить свое благосостояние на сумму свыше полумиллиона долларов.



    На момент отправления «Сент-Луиса» из Германии никакой законной силы эти визы уже не имели, так как кубинский президент Федерико Ларедо Брю, прослышав о махинациях Бенитеса, принял поправку к закону, устраняющую эту лазейку. Но ни судовая команда, ни пассажиры не имели ни малейшего представления о том, что они отправляются на Кубу с документами, утратившими силу ещё до начала плавания.


    В Америке в это время все ещё ощущались последствия Великой депрессии, в частности, очень силен был страх потерять работу. Несмотря на то, что американцы знали о происходящем в Европе, они придерживались той точки зрения, что иммиграцию необходимо ограничить. Теоретически президент Франклин Рузвельт мог увеличить иммиграционные квоты, но подобный законопроект встретил бы яростное сопротивление Конгресса, и президент предпочёл не делать этого.


    13 мая 1939 года «Сент-Луис» отправился из Гамбурга на Кубу с 930 еврейскими беженцами на борту. Капитан судна Густав Шредер ещё перед началом плавания собрал более 200 членов команды и предупредил их о том, что они должны обращаться с беженцами достойно — точно так же, как с любыми другими пассажирами обычного круизного рейса. Не все члены команды разделяли взгляды капитана, но Шредер, хоть и был немцем нееврейского происхождения, был настроен против нацистов и требовал уважения к пассажирам. После лишений и унижений, выпавших на их долю, путешествие на роскошном круизном лайнере казалось беженцам настоящим раем: пассажиры веселились на палубе, досыта ели и пили вино, танцевали под звуки оркестра и смотрели кинофильмы. И самое главное, находились в полной безопасности.



    Но во время самого путешествия как из Гамбургского пароходства, так и из Кубы стали приходить тревожные телеграммы противоречивого содержания, общий смысл которых заключался в том, что возможность высадки пассажиров на Кубе всерьез ставится под сомнение. Накануне прибытия в Гавану Шредер получил телеграмму от кубинского представителя пароходства, в которой содержалось требование, чтобы «Сент-Луис» не подходил к причалу, а встал на рейде гаванского порта.
    27 мая 1939 года «Сент-Луис» бросил якорь на гаванском рейде. Ни один из пассажиров не получил разрешения сойти на берег. Тревожные настроения среди беженцев возрастали, и, не выдержав неизвестности, один из пассажиров вскрыл себе вены и бросился за борт. Его спасли и увезли на карете скорой помощи; по иронии судьбы этот человек стал одним из немногих беженцев, кому впоследствии удалось остаться на Кубе: шестеро пассажиров «Сент-Луиса» не были евреями и отправились на Кубу по своим делам, ещё 22 пассажира еврейского происхождения имели при себе действующие кубинские визы и паспорта.

    Корабль простоял на рейде 4 дня. В течение этого времени происходили интенсивные переговоры, в которых участвовали президент Брю, Бенитес, кубинское правительство, представители пароходства и американского Джойнта. Сумма, которую требовали кубинские власти только за предоставление пассажирам «Сент-Луиса» возможности сойти на берег (около 0,5 миллиона долларов), была непосильной как для Джойнта, так и для пароходства. Президент не желал идти ни на какие уступки и в конце концов прервал переговоры.

    Густав Шредер ведет переговоры в порту Антверпена о получении беженцами разрешения на въезд

    1 июня 1939 года капитан «Сент-Луиса» получил приказ покинуть территориальные воды Кубы, в противном случае корабль был бы атакован силами кубинского военного флота. Вплоть до 6 июня «Сент-Луис» кружил вблизи кубинских берегов, надеясь на то, что президент Кубы все-таки переменит решение. Но тот оставался непреклонен, а Соединенные Штаты однозначно дали понять, что не собираются увеличивать установленную ранее квоту на иммигрантов. Капитану не оставалось иного выбора, кроме как направить корабль обратно в Гамбург.

    Формально как кубинская сторона, так и американская действовали юридически правильно, в точности исполняя принятые в этих странах законы, — за исключением одного «но»: отказывая еврейским беженцам в приеме, они отлично знали, что обрекают их на гибель.

    6 июня 1939 года «Сент-Луис» отправился в обратный путь. Положение на корабле было отчаянным: от надежды на новую свободную жизнь осталось одно-единственное желание — избежать немедленной гибели по возвращении в Германию. Только в самый последний момент Джойнту все-таки удалось добиться, чтобы пассажирам «Сент-Луиса» было разрешено сойти на берег в других европейских странах: 287 человек согласилась принять Великобритания, 224 — Франция, 214 — Бельгия и 181 — Голландия.

    17 июня «Сент-Луис» пришвартовался в Антверпене, где на берег сошли те, кого приняли Бельгия и Голландия, затем корабль высадил пассажиров во Франции и Англии. Кому-то из беженцев удалось устроиться у родственников или друзей, большую часть людей разместили в лагерях при специальных центрах помощи, проживание в которых финансировалось Джойнтом. 21 июня 1939 года «Сент-Луис», высадив всех пассажиров, направился в порт приписки — Гамбург.

    В мае-июне 1940 года гитлеровские войска оккупировали страны Западной Европы, и беженцы с «Сент-Луиса» разделили судьбу местных евреев. По различным подсчётам, общее число бывших пассажиров «Сент-Луиса», выживших в континентальной Европе во времена Холокоста, составляет от 180 до 260 человек.
    После войны капитан Шредер был награжден Федеративной Республикой Германии орденом «За заслуги». В 1993 году в израильском Национальном мемориале Холокоста Яд ва-Шем Густав Шредер был посмертно удостоен звания Праведника мира за героизм, проявленный при спасении пассажиров «Сент-Луиса».

    В 1976 году вышел британский художественный фильм «Путешествие проклятых» (англ. Voyage of the Damned), подробно рассказывающий об этих событиях. Фильм снят по одноимённой книге Гордона Томаса и Макса Морган-Уиттса (1974).

    Высадив своих пассажиров, капитан Густав Шредер направил судно в Гамбург, где оно благополучно пережило почти всю войну. Корабль был приписан к Германскому Военно-морскому флоту и 30 августа 1944 года вблизи города Киль он получил сильные повреждения от бомбардировок, проводимых Союзными войсками. Впоследствии «Сент-Луис» был восстановлен и использовался в Гамбурге как плавучая гостиница вплоть до 1946 года. В 1952 году он был признан негодным к дальнейшей эксплуатации и отдан на слом.



    Категория: Трансатлантические Лайнеры ХХ века | Добавил: Resonance (02.12.2013)
    Просмотров: 399 | Рейтинг: 5.0/1
    Всего комментариев: 0