«Россия» - Трансатлантические Лайнеры ХХ века - Каталог статей - Океанские Лайнеры
Воскресенье
26.03.2017
04:32
Форма входа
Категории раздела
Трансатлантические Лайнеры ХХ века [27]
Океанские Лайнеры компании Cunard Line [11]
Океанские Лайнеры компании White Star Line [8]
Океанские Лайнеры компании Générale Transatlantique (French Line) [9]
Океанские Лайнеры компании Canadian Pacific Steamships [4]
Океанские Лайнеры компании Italian Line [4]
Cудоходные компании XX века [1]
Великие люди [3]
Ледоколы [1]
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Океанские Лайнеры ХХ века

    Каталог статей

    Главная » Статьи » Трансатлантические Лайнеры ХХ века

    «Россия»

    Кроме известного крейсера II ранга «Русь», состоявшего в списке судов Российского императорского флота в годы русско-японской войны, в первой мировой войне участвовал одноименный вспомогательный крейсер, история которого отслежена в значительно меньшей степени. Первоначально это был грузопассажирский пароход «Россия», привлеченный по военно-судовой повинности в состав Балтийского флота летом 1914 года.

    Грузопассажирский пароход «Россия» строился по заказу акционерного общества «Русское восточноазиатское пароходство» английской фирмой «Barclay, Curle&Co» и предназначался в основном для круглогодичной перевозки из Либавы в порты атлантического побережья США, в первую очередь - в Нью-Йорк, русских эмигрантов, поток которых значительно возрос в период проведения «столыпинских реформ».

     

    6 марта 1908 года пароход «Россия» сошел на воду со стапеля завода в Глазго и после успешного завершения приемных испытаний в начале мая был сдан заказчику. Этот новый двухвинтовой океанский пароход имел три палубы и двойное дно по всей длине корпуса.

    Помещения лайнера были рассчитаны на 51 пассажира 1-го класса, 204 – 2-го класса и 1392 – 3-го класса. Все каюты и палубы освещались электричеством. Пассажирское судно имело четыре мачты и оснащалось радиотелеграфом системы Де-Фарест.

    Еще до окончания постройки пароход «Россия» получил высший класс английского Ллойда, а после прихода в Россию судно приписали к Либавскому торговому порту. 18 мая 1908 года правление Русского восточноазиатского пароходства провело церемонию торжественного освящения своего нового парохода в Либаве, который вскоре отправился в свой первый рейс в Америку. По пути в Нью-Йорк пароход «Россия» обычно делал остановку в Роттердаме, где принимал на борт дополнительных пассажиров и груз. Дорога туда и обратно занимала в среднем около полутора месяцев, а стоянка в Либаве между рейсами длилась около недели. Количество пассажиров-эмигрантов от рейса к рейсу существенно колебалось и порой превышало тысячу человек. Возвращался лайнер, загруженный американскими товарами, львиную долю которых составляли сельскохозяйственные орудия и механизмы, возросшая потребность в которых была продиктована реформами, проводимыми П. А. Столыпиным.

     

     

    Впрочем, не все рейсы заканчивались благополучно. 26 декабря 1910 года пароход «Россия» при возвращении из Америки в четырех милях от Либавы наскочил на подводную скалу. Через образовавшуюся пробоину пароход стал наполняться водой. Усилившееся волнение затрудняло разгрузку судна; за две недели напряженной работы на берег удалось перевезти лишь две трети имевшихся на нем товаров. Шторм затруднял работу спасателей. Лишь 19 января спасательные пароходы смогли пристать к борту парохода и начать откачивать воду. Снять с камней пассажирское судно удалось только 15 июля 1911 года и в тот же день его отбуксировали в Либаву. Затем пароход был отправлен на капитальный ремонт в Копенгаген, где устранением повреждений в подводной части корпуса занималась известная датская компания «Burmeister og Wain». После завершения восстановительных работ 23 мая 1912 года пароход вернулся в Либаву и сразу был поставлен на трансатлантический маршрут. Однако неприятности продолжали преследовать пароход. В январе 1913 года из-за аварии котлов его пришлось вновь снять с линии для проведения срочного ремонта.

    В связи с обострившимися отношениями между европейскими державами командование Морскими силами Балтийского моря предприняло ряд шагов для усиления судового состава. Учитывая опыт русско-японской войны, собирались начать борьбу с торговым судоходством противника при помощи переоборудованных торговых судов. Поскольку на Балтике не оказалось в это время ни одного парохода Добровольного флота, который в таких ситуациях можно было бы переоборудовать во вспомогательный крейсер, пришлось обратиться к другим компаниям. По мнению Морского ведомства, на роль рейдеров лучше всего подходили лайнеры, в том числе и пароход «Россия».

     

    Вскоре 17 июля в Либаве лайнер был принят от пароходства, а уже через два дня Германия объявила войну России. В день объявления войны по распоряжению командира порта Императора Александра III были затоплены все имеющееся в Либаве плавсредства, с целью заградить вход в аванпорт. В этой связи пароход «Россия» срочно покинул Либаву и перешел в Гельсингфорс. 23 июля командующий флотом Балтийского моря адмирал Эссен приказал пароход «Россия» Русского восточноазиатского пароходства на время военных действий зачислить в состав военного флота вспомогательным крейсером с присвоением нового наименования «Русь», и войти в состав Действующей эскадры Балтийского флота. Однако фактическая потеря передового пункта базирования уничтожила и без того призрачные перспективы рейдерства поэтому приказом Адмиралтейства от 12 сентября вспомогательный крейсер «Русь» предписывалось исключить с 14 сентября из списка судов военного флота.

     

    Но «Русь» возвращать владельцам не стали, а 1 октября бывший вспомогательный крейсер поднял транспортный флаг и как транспорт для особого назначение вновь занял место в рядах действующего флота. Организационно транспорт «Русь» теперь вошел в состав Транспортную флотилию Балтийского флота в качестве войскового транспорта. Обширные помещение судна позволяли перевозить одновременно до 2500 человек с вооружением и амуницией.

    После начала переговоров большевиков с Германией по вопросу о заключении сепаратного мира встал вопрос о доставке на родину русских военнопленных. Для этой цели советское правительство решило использовать ряд транспортных судов Балтийского флота. 6 марта 1918 года транспорт «Русь» был назначен для перевозки из Германии в Россию раненых и больных военнослужащих, для чего ему полагалось поднять на стеньге флаг Международного Красного Креста и нанести на борта соответствующие обозначения. Через 13 дней транспорт был зачислен в класс госпитальных судов и передан в ведение Российского общества Красного Креста в распоряжение его Центрального комитета по делам военнопленных.

    23 марта на судне «Русь» был поднят госпитальный флаг. Впрочем, выполнить свою гуманитарную миссию пароходу так и не удалось. После начала продвижения германских войск на севере страны, а затем и в Финляндии, большевикам пришлось спешно эвакуировать остатки флота в Кронштадт. После ухода 12 апреля последнего каравана русских судов из финской столицы «Русь» в числе других судов флотилии Красного Креста осталась в Свеаборге и затем была захвачена частями немецкой армии. После окончания первой мировой войны судно было передано фактическому владельцу - датской компании «Det Qstasiatiske Kompagni», дочерним филиалом которой являлось Русское восточноазиатское пароходство. Затем под наименованием «Russ» пароход получил приписку в Копенгагене. Затем пароход переименовали в «Latvia» и перевели для эксплуатации в дальневосточные воды. В 1923 году судно продали японской судоходной компании «Osaka Shosen Kabushiki Kaisha» и после присвоения нового названия «Fuso Maru» приписали к торговому порту Осака.

     

    Следующие два десятка лет пароход бессменно ходил под японским флагом, и благополучно дожил до второй мировой войны, приняв в ней непосредственное участие. 31 июля 1944 года во время выполнения воинских морских перевозок его торпедировала американская подводная лодка «Steelhead». Судно затонуло в точке с координатами 18° 57' с. ш. и 120° 50' в. д. В этом месте на дне Южно-Китайского моря и сегодня покоится остов одного из крупнейших пароходов дореволюционного русского торгового флота.

    Категория: Трансатлантические Лайнеры ХХ века | Добавил: Resonance (19.01.2015)
    Просмотров: 190 | Рейтинг: 4.0/2
    Всего комментариев: 0