SS Imperator - первый трансатлантический лайнер класса «Император»,построенный для Hamburg-Amerikanische Packetfahrt-Actien-Gesellschaft (или HAPAG) Первые пластины киля нового лайнера были положены 18 июня 1910 года, и уже тогда будущее судно было известно как «Колосс Атлантики». В то время как «Олимпик» Уайт Стар Лайн имел тоннаж приблизительно в 45,000 тонн, такой же, как и у Аквитании Кунард Лайн Боллин чувствовал уверенность, что его судно будет самым большим. Тоннаж нового немецкого лайнера был бы более 50,000 тонн. К этому времени в HAPAG решили назвать первое судно «Европой». В проекте предполагалось оснастить лайнеры тремя трубами. Профиль с четырьмя трубами был известен в Германии уже пятнадцать лет, и Боллин хотел создать что-то новое. В процессе строительства судна, в Германии все сильнее росло чувство патриотизма и «Европу» было решено переименовать в «Императора».
Спуск «Императора» на воду состоялся 23 мая 1912 года. Кайзер Вильгельм II, заинтересованный новым кораблем, вел церемонию и, одетый в адмиральскую форму, поднялся на платформу вместе с Альбертом Боллином. После речи императора, в тот момент когда он должен был окрестить судно, деревянная доска упала с носа судна на трибуну, чуть не задев императора. Многим это показалось плохим знаком. Впоследствии Кайзеру был подарен серебряный макет «Императора» три фута длиной. Вильгельм II был восхищен, и, в свою очередь, предложил его Боллину, который с удовольствием принял подарок. Интерьер был одной из главных, и самых красивых, особенностей корабля. Огромная Гостиная первого класса была достаточно большой, чтобы вместить, по крайней мере, сто человек, а ее потолок был увенчан куполом. В комнате также находился мраморный бюст Кайзера. Этот бюст, среди прочих вещей, был заменен для устранения проблем с остойчивостью судна. Столовая первого класса также имела куполообразный потолок. В центре столовой стоял круглый капитанский стол.
Другой яркой особенностью был внутренний плавательный бассейн для первого класса, хотя это и не был первый плавательный бассейн на корабле. Первый был установлен на лайнере Уайт Стар Лайн «Адриатике» 1907 года постройки.
Еще одним оригинальным помещением судна был спортивный зал. Расположением в корпусе судна, а не как на «Олимпике» на шлюпочной палубе, он придавал большее чувство удобства и приватности.
Еще одной частью интерьера, которая отличала «Императора» от конкурентов, были помещения третьего класса. В передней части судна была расположена столовая третьего класса с наклонными стенами. Столы здесь были длинные и соединены вместе, а стулья были заменены на длинные скамьи. Несмотря на наличие этих непривычных средств обслуживания, «Император» мог вместить почти 4,250 пассажиров не считая команды.
В конце весны 1913 года, «Император» был закончен. В пятницу, 13 июня того же года «Император» покинул Куксхафен и отправился в свой первый рейс в Нью-Йорк. Судно причалило в Нью-Йорк в четверг 19 июня 1913 года.
Но рейс не был столь успешным, как ожидалось. Центр тяжести судна был слишком высоко и большое количество тяжелых предметов мебели на верхних палубах создавали серьезные проблемы с остойчивостью. Поэтому судну укоротили трубы на девять дюймов, все тяжелые предметы с верхних палуб были заменены более легкими точными копиями, а под второе дно были залиты тонны цемента. Это немного помогло, но проблемы с неустойчивостью будут всегда преследовать «Императора».
Но, несмотря на эти проблемы, «Император» был в центре общественного внимания. Он был самым большим судном в тоннаже и длине, из когда-либо созданных . Его внешность, так же как и интерьер, были чем-то фантастическим. Проект с тремя трубами работал весьма хорошо, и можно было легко заметить схожесть с британскими кораблями класса «Олимпик» Уайт Стар Лайн. Единственным разительным отличием от британских конкурентов было количество позолоты, нанесенной на корпус. Например, на корму был нанесен золотой орнамент. Чтобы обеспечить судну статус самого длинного, на форштевне был установлен бронзовый орел. Этот вид украшения не использовался со времен парусных судов, и это, в дополнение к прямому форштевню «Императора», казалось неуместным. Однако, некоторое время спустя, когда люди привыкли к силуэту, это выглядело весьма привлекательно. Фигура орла красовалась на форштевне до сильного шторма в море, в результате которого у фигуры оборвались крылья. Оставшееся туловище было немедленно удалено и заменено более изысканным золотым орнаментом, подобным тому, что был на корме.
В августе 1914 года, когда началась Первая мировая война, лайнер был поставлен на прикол в Гамбурге и, находясь в неактивном состоянии около четырех лет, начал приходить в упадок. После перемирия 11 ноября 1918 года, «Император» был передан на временное использование в качестве военного транспорта ВМФ США. Он был получен как USS Imperator (ID-4080) в начале мая 1919 года под командование капитана Кейси. С 3 июня по 10 августа 1919 года, он совершил три рейса из Нью-Йорка в Брест, перевезя свыше 25 000 человек (военных и гражданских) в Соединенные Штаты.
Когда «Император» закончил американскую службу, он был передан во владение Кунард Лайн. Еще два других судна также были переданы судоходным компаниям стран-победителей. «Фатерлянд» вошел в состав американского флота и стал «Левиафаном», а «Бисмарк» был переименован в «Маджестик» и заменил в Уайт Стар Лайн погибший 48,000 тонный «Британник». «Император» был переименован в «Беренгарию». Впервые судно Кунард Лайн носило это имя, и кроме того впервые судно Кунард Лайн не было названо в честь одной из римских провинций. Беренгария была женой Ричарда Львиного Сердца.
Прежде чем новая «Беренгария» могла войти в состав британского флота нужно было кое-что изменить. Всё, что говорило о том, что это было немецкое судно нужно было убрать, а взамен установить британские отличительные знаки. Желтые трубы HAPAG были перекрашены в общепринятый в Кунард Лайн красный цвет с черными вершинами. Две черных полосы были нарисованы на красной секции,чтобы разделить трубу на четыре секции.
Новыми тремя супер лайнерами Кунард Лайн стали «Беренгария», «Мавритания» и «Аквитания». Они стали известными как «Большая тройка». Все три судна имели собственные отличия. «Мавритания» все еще была самым быстрым лайнером в мире, «Аквитания» была самым длинным британским судном, а «Беренгария» была самым большим судном Кунард Лайн в это время, и имела разряд флагманского судна. Будучи флагманом, на ней пересекали океан некоторые из известных людей. В 1924 году, «Беренгария» принимала будущего короля Эдуарда VIII. В то время, когда он был все еще Принцем Уэльским, он путешествовал под именем Лорд Ренфрю. Среди других известных имен были Вилл Роджерс, Мэри Пикфорд, Дуглас Фэрбанкс, Генри Форд, Джаниус Пирпонт Морган и Королева Румынии.
В 1929 году, произошел крах на Уолл-стрит и скоро он затронул весь мир. Не многие могли позволить себе дорогой трансатлантический рейс. Вскоре ситуация ухудшилась, и пароходным компаниям приходилось отправлять свои суда в круизы, чтобы получать хоть какую-то прибыль.
Трудные времена препятствовали обновлению флота, и «Беренгария» оставалась в статусе флагмана до мая 1934 года, когда «Кунард Лайн» и «Уайт Стар Лайн» объединились. «Беренгария» отдала бразды правления (правда ненадолго) своему брату «Маджестику». Из когда-то немецкого трио Боллина, два лайнера служили в одной компании. В 1935 году французский лайнер «Нормандия» был введен в эксплуатацию и заменил «Маджестик» как самое большее судно в мире с тоннажем в 79,280 тонн. Год спустя, Великобритания, наконец, сумела построить первоклассное судно. Это был 81,000-тонный лайнер «Куин Мэри», и с ее приходом на Североатлантический путь, такие суда как «Беренгария» оказались безнадежно устаревшими. Еще хуже было то, что корпус буквально кричал о том, что судно старое. Кроме того, как и многие старые суда, «Беренгария» пострадала от постоянных пожаров. В конечном счете дошло до того, что американское Правительство запретило своим гражданам путешествовать на «Беренгарии». «Беренгария» была продана на слом в 1938 году. Бывший «Император» был полностью разобран в 1946 году.
|