Томас Эндрюс был главным конструктором суперлайнера "Титаник". Он родился 7 февраля 1873 года в городе Комбере графства Даун Северной Ирландии в семье известного ирландского политика Томаса Эндрюса и Элизы Пирри. Он был известным ирландским бизнесменом и судостроителем, исполнительным директором судостроительной компании «Харланд энд Вольф» в Белфасте. Эндрюс был главным конструктором «Титаника» и одним из 1517 человек, погибших на его борту 15 апреля 1912 года в Атлантике.
На борту суперлайнера Томас Эндрюс был пассажиром первого класса, каюта № А 36, билет № 112050. Во время эвакуации он помогал пассажирам усаживаться в шлюпки, может, поэтому он не смог спастись и последний раз его видели в курильной комнате первого класса возле камина, где он смотрел на картину «Порт Плимут».
Томас Эндрюс родился в ирландском графстве Даун в Комбере а Ардара-Хаус. Его отец был членом Тайного Совета Ирландии. Кроме Томаса в семье был ещё один ребёнок — старший сын родителей Томаса Джон Миллер Эндрюс, который в будущем стал Премьер-министром Северной Ирландии.
На фотографии Томас Эндрюс сидит в кресле. В 1884 году Томас Эндрюс поступил в Королевский академический институт в Белфасте, там он обучался до 1889 года. Но в возрасте 16 лет он покинул школу и поступил на обучение в компанию "Харланд энд Вольф", где его дядя лорд Уильям Джеймс Пирри был одним из совладельцев.
После 12 лет обучения в 1901 году, Томас стал менеджером строительных работ в компании и был принят в Совет морских архитекторов. Уже в 1907 году он занял должность исполнительного директора "Харланд энд Вольф". Среди работников компании Томас пользовался большим успехом и авторитетом.
Эндрюс был главным конструктором «Титаника» и одним тех 1,517 погибших. В конце 1907 года компания "Уайт Стар Лайн", которая занималась строительством судов, приняла решение построить на верфи "Харленд энд Вольф" в Белфасте три гигантских лайнера длиной 269 метров, шириной 28 метров и водоизмещением 52 тысячи тонн. В 1908 и 1909 годах было начато строительство первых двух суперлайнеров – "Олимпик" и "Титаник".
Но все же "Титаник" был первым судном, за который Эндрюс был ответственным как конструктор от самого начала до конца. Именно поэтому за основу "Титаника" был взят проект "Олимпика". Для полного обеспечения безопасности корабль имел двойное дно, а корпус его разделяли 16 водонепроницаемых отсеков. Эндрюс был уверен, что, даже если четыре отсека из девятнадцати будут заполнены водой, лайнер сможет продолжить свой путь. Томас Эндрюс как главный конструктор лайнера участвовал в ходовом испытании "Титаника", которое состоялось 2 апреля 1912 года, тогда проверялась исправность всего находившегося на корабле оборудования. "Титаник" совершил испытательный рейс в 600 миль из Белфаста в Саутгемптон, откуда лайнер должен был отплыть в первый рейс в Нью-Йорк. В своем первом путешествии на "Титанике" Эндрюс возглавил гарантийную группу компании "Харланд энд Вольф", состоящую из девяти специалистов высокого класса. Эта группа должна была наблюдать, описывать и устранять все возникающие неполадки в различных системах корабля, но даже то, что специалисты были размещены как пассажиры первого и второго классов, позже их зачастую рассматривали в качестве членов экипажа.
Даже в море Томас Эндрюс продолжал работать, он вел специальную тетрадь для записей, в которую записывал различные замечания по работе тех или иных механизмов судна, чтобы в дальнейшем использовать эти наработки в изготовлении будущих кораблей. Но вечером 14 апреля, в ночь рокового столкновения "Титаника" с айсбергом, после обеда Эндрюс возвратился в свою каюту 36, чтобы поработать над своими записями о техническом состоянии лайнера. И он так увлекся, что почти не заметил удар от столкновения корабля с айсбергом. Но когда Эндрюса вызвал к себе капитан Эдвард Смит для того, чтобы оценить масштабы катастрофы, ему стало понятно что произошло. После обследования лайнера, Эндрюс пришел к выводу, что "Титаник" обречен, его уже невозможно спасти, и корабль в сложившейся ситуации затонет в течение двух часов. Последние часы жизни "Титаника" Эндрюс старательно убеждал пассажиров надеть спасательные жилеты и усаживаться в шлюпки. В 2:10 ночи стюард Джон Стюарт, который пробирался на шлюпочную палубу, заметил конструктора лайнера в курительной комнате первого класса, он задумчиво смотрел на картину "Порт Плимут", именно этот порт корабль должен был посетить во время рейса, рядом на столе лежал спасательный пояс, которым конструктор так и не воспользовался. Тело главного конструктора "Титаника" тек и не было найдено.
Томас Эндрюс был женат на Хелен Рэйли Барбур, и в 1910 году у пары родилась дочь Элизабет. В 1915 году на родине главного конструктора корабля-катастрофы, в графстве Даун в Комбере, был открыт мемориальный зал, посвященный Томасу Эндрюсу.
А в 1920 году, спустя восемь лет после гибели "Титаника", в Белфасте на пожертвования компании "Харланд энд Вольф" и семьи Эндрюс был открыт монумент, посвященный погибшим членам экипажа и гарантийной группы, которую возглавлял Томас Эндрюс.
Во всех газетах описывали Эндрюса как героя. Стюардесса Мэри Слоун, которую он заставил сесть в шлюпку позже писала в письме: «Мистер Эндрюс встретил свою судьбу как настоящий герой; осознавая смертельную опасность, он не заботился о собственной жизни, спасая женщин и детей на Титанике. Будет трудно забыть такого человека...». В течение года после крушения лайнера, его краткая биография была издана Шэном Буллоком по просьбе сэра Хораса Панкетта, члена парламента, который считал, что жизнь Эндрюса стоит того, чтобы о ней помнили. В родном городе Томаса Эндрюса был построен один из первых и наиболее значимых мемориалов отдельным жертвам катастрофы, а мемориальный зал Томаса Эндрюса младшего был открыт в январе 1914, архитекторами которого были Янг и МакКензи, а скульптором София Розамунда Прэгер.
|